Тренинги для специалистов по допечатной подготовке Тел.: (044) 529-5531
Тел/факс: (044) 521-6990

E-mail: info@ukrprint.com


Работаем с 10-00 до 18-30,
выходные: суббота, воскресенье

Карта проезда
  
Полиграфическая,
рекламная продукция
и услуги
Календари - 2017
Фотообои на заказ
Цифровая
печать
Широкоформатная
печать
Управление
цветом
Курсы и тренинги
для полиграфистов
Наши информационные проекты
  • Наши публикации.
    Все о допечатной подготовке
    и не только

  • Сертификация on-line для специалистов по допечатной подготовке


  • Продажа оборудования для цифровой печати

  • Контакты
     
    Наши публикации
    в прессе


    Управление цветом в типографии (интервью журналу "Директор типографии")

    (Журнал "Директор типографии", Киев)



    Портфолио

    Наши клиенты
    по полиграфической и
    рекламной продукции,
    консалтинговым услугам




     

    Тренинги для специалистов по допечатной подготовке


    Евгений Кузнецов, Evgeniy.Kuznetsov@ukrprint.com

    Статья впервые опубликована в журнале "КомпьюАрт" в июле-августе 2004 года Статья впервые опубликована в журнале "КомпьюАрт" в июле-августе 2004 года




    Предпосылки к написанию этой статьи
    Идея написания этой статьи 'вызревала' уже достаточно давно. Так уж сложилось, что материалов в периодических изданиях, равно как и в сети Интернет, которые в той или иной мере были бы посвящены обучению полиграфических специалистов, в целом, достаточно, однако, в лучшем случае, они являются либо прямой рекламой конкретных курсов какого-либо учебного заведения, занимающегося подготовкой соответствующих специалистов, либо материалами, мало рассматривающими учебный процесс со всеми его 'подводными камнями' изнутри. Со своей стороны, я, как преподаватель и автор нескольких программ обучения подобного учебного центра, хотел бы немного 'пролить свет' на некоторые подробности такого обучения и поведать моему читателю о том, как обычно проходят такие тренинги 'изнутри'. Не секрет, что многие полиграфические, издательские, рекламные, и дизайнерские компании практикуют проведение таких тренингов для своих собственных сотрудников, для повышения их квалификации. Поэтому я надеюсь, что некоторые мои 'откровения' окажутся полезными или, по крайней мере, интересными для читателей. Наиболее заинтересованные из них смогут использовать некоторые мои советы и приемы практической работы в собственной практике, при проведении собственных внутренних корпоративных тренингов.

    О необходимости повышения профессионализма сотрудников
    Знаний обычно не бывает много. Существует замечательная английская фраза, имеющая прямое отношение к профессиональному обучению, звучащая как 'With the right skills there's no telling about what high you can go'. Смысловой перевод этой фразы, который мне кажется наиболее близким, примерно таков: 'С нужными знаниями не существует какой-либо границы, определяющей, насколько далеко Вы пойдете'. Рост карьерный, как правило, сопутствует росту профессиональному. Повышение квалификации каждого отдельного сотрудника в репроцентре позволяет ему, в конечном итоге, выполнять более сложные задачи и допускать меньшее количество ошибок, что, в результате, позволит его компании зарабатывать больше.
    Однако, мелких и больших трудностей в профессиональном обучении специалистов по допечатной подготовке, как и в области других полиграфических специальностей, существует достаточно много. С некоторыми проблемами, сопряженными с процессом обучения, мы и поговорим в этой статье.
    Однако, наибольшая проблема, среди всех имеющихся - это отсутствие понимания того, что процесс обучения сколько-нибудь квалифицированного специалиста не должен заканчиваться в институте - обучение, как известно, продолжается и в дальнейшем на производстве, специализированных тренингах, семинарах, при разрешении реальных производственных задач и так далее. Остановиться в своем обучении - значит, остаться на том уровне развития отрасли, которое существовало к моменту Вашего окончания института или последних курсов повышения квалификации. Вот почему жизненно необходимо постоянное обучение, как менеджеру компании постоянно требуется свежая информация о состоянии рынка.
    Жаль только, что многие до сих пор рассматривают традиционное (институтское) и нетрадиционное (курсовое, тренинговое и т.д.) образование как некую 'горькую таблетку', которую нужно обязательно 'принять', чтобы в дальнейшем начать (или продолжить) свою работу. Хотя, в связи с наличием ряда серьезных недостатков традиционного инженерного образования, предоставляемого некоторыми вузами, этот взгляд на вещи даже несколько оправдан. Не меньше проблем и у 'нетрадиционных' образовательных программ, предоставляемых целым рядом учебных центров.

    Недостатки традиционного инженерного образования
    Достаточно трудно синхронизировать имеющиеся программы обучения инженерных кафедр специализированных вузов с реальным уровнем развития соответствующих отраслей. Это происходит по целому ряду причин. Среди них - и некоторая 'инерционность' всей отрасли в целом, и тот прискорбный факт, что не всегда преподавательский состав состоит из людей, имеющих отношение к реальной практике полиграфического производства (читайте раздел 'преподаватели - теоретики и преподаватели - практики' ниже в этой статье). Кроме того, сказывается ситуация с отсутствием прямой коммерциализации такой индустрии, как традиционное образование. Соответственно, бюджетных денег, выделяющихся на нужды специальных кафедр, не хватает, что приводит к проблемам с приобретением нового оборудования, компьютеров, сопутствующего программного обеспечения, трудностям с повышением квалификации преподавателей и так далее.
    И возникает ситуация, когда специалисты, прошедшие полный курс стационарного обучения, только при своем первом появлении на рабочем месте, впервые видят фотоимиджсеттер, барабанный сканер, компьютер 'Макинтош', или расценивают реальные требования по срокам и качеству исполнения производственных заданий как некие абсолютно немыслимые, с их точки зрения, требования, предъявляемые им со стороны придирчивого работодателя.
    На мой взгляд, некоторый разрыв между образовательной сферой и фактическим развитием отрасли будет присутствовать всегда, однако, его необходимо всячески минимизировать, чтобы специалисты, заканчивающие обучение, могли хотя бы в некоторой степени соответствовать действительным запросам отрасли.

    Миф об эффективности дистанционного обучения
    С моей точки зрения, дистанционное обучение - это не более чем способ зарабатывания денег для учебных заведений, обычно имеющих, наряду с дистанционной, целый ряд других форм обучения (очная, заочная и др.), но никак не эффективный способ повышения квалификации обучаемых сотрудников, сколько бы Вас не убеждали в обратном.
    Об удобстве этой формы обучения сказано и написано достаточно много - для того, чтобы проверить это, достаточно сделать несложный запрос в любом поисковике типа Google или Yandex с ключевыми словами 'дистанционное обучение', и оценить количество предложенных ссылок. Однако, подавляющее большинство из этих ссылок будут вести на страницы соответствующих учебных центров, предлагающих эту форму обучения. При этом про 'подводные камни' дистанционного обучения, к сожалению, говорится достаточно мало.
    Я рискую быть раскритикован моими коллегами из различных учебных центров, которые работают на дистанционных отделениях различных курсов, но, тем не менее, попытаюсь убедить моего читателя в том, что дистанционная форма обучения - это самая малоэффективная, среди всех других существующих, форма обучения. В этом случае качество знаний студента на выходе получится минимальным: фактически, при этом клиент учебного центра проходит курс самостоятельного обучения, изучая весь материал по книгам, а результат обучения зависит не от качества предложенного курса или от усилий преподавателя, а от него самого. То есть, такая форма подготовки с успехом и без какого-либо ущерба для знаний может быть заменена на самостоятельное обучение. Таким образом, налицо ситуация, при которой для достаточно вдумчивого слушателя в дистанционной форме попросту отпадает необходимость - учиться можно будет и по книгам, а затем, при большом на то желании, просто сдать выпускной экзамен и получить диплом-свидетельство об окончании соответствующих курсов.
    После того, как мы предоставили в 2002 году нашу первую программу обучения специалистов по допечатной подготовке, нам стали приходить десятки писем по электронной почте с вопросами о том, как можно окончить наши курсы заочно или дистанционно. Это произошло еще и потому, что на момент опубликования нашей программы, это было первое подобное предложение среди всех учебных центров в нашем городе - только спустя полгода или год ее начали 'творчески заимствовать' другие организации. При этом, естественно, идея создания новой формы дистанционного обучения всячески поддерживалась нашим руководством. Однако, в результате множества дискуссий, мы пришли к разумному выводу о том, что организация подобных курсов в дистанционной форме невозможна в принципе. Это связано и с тем, что в этом случае обучение было бы крайне неэффективным, и с тем, что таким образом было бы невозможно предоставить ряд наглядных материалов, которые мы демонстрируем на лекциях, для показа нашим 'удаленным' слушателям.
    Мы, со своей стороны, предоставили всем желающим список рекомендованной к использованию литературы, при прочтении которой можно было бы получить те знания, которые необходимы специалистам наших направлений подготовки. То есть, обучение можно было бы пройти с использованием указанных нами материалов и самостоятельно, при этом не связываясь ни с какими дистанционными формами обучения (правда, обычно за более длительное время и с несколько другими выходными результатами).

    Обучение на рабочем месте
    Традиционный способ обучить специалиста чему-либо - это предложить ему какое-то практическое задание и объяснить способ его решения, или позволить найти способ ее решения самостоятельно. Обычно этот способ обучения приносит достаточно хорошие результаты, и специалисты, получившие такое производственно-практическое образование, в дальнейшем могут с успехом работать на самых ответственных участках. Однако, недостаток подобной формы обучения в том, что иногда на него приходится тратить слишком много времени; кроме того, иногда даже профессиональный специалист, в результате обучения, не получает элементарных теоретических знаний, так как не всегда специалист-практик, занимающийся его инструктированием, в состоянии внятно и доходчиво рассказать о том или ином технологическом процессе.
    В свое время, мое обучение начиналось именно так - наивно предполагая, что я в совершенстве знаю Photoshop, я пришел в полиграфическую фирму, и начал там работать. Через несколько дней я понял, что мои знания оказались весьма и весьма несовершенны, и они требовали значительной корректировки. Кроме того, я с удивлением обнаружил то, что специалисты, работающие во многом медленнее и неэффективнее меня (порой, даже не умеющие пользоваться 'горячими клавишами' или не знающие назначения многих пунктов меню) 'на выходе' достигали гораздо лучших результатов. По прошествии некоторого времени я понял, что им помогал большой опыт практической работы и хорошее знание классических приемов цветокоррекции и ретуши (которые были изобретены и хорошо им знакомы задолго до появления Photoshop). В результате, оказалось, что мне есть чему поучиться у этих специалистов, а у них, в свою очередь, есть чему поучиться у меня. То есть, интерес к обучению и улучшению имеющихся навыков оказался взаимным.
    Еще одним недостатком обучения непосредственно на рабочем месте является то, что далеко не каждый молодой специалист в состоянии найти место, где он сможет работать и одновременно 'учиться работать' - практически всем компаниям требуются законченные и сформировавшиеся специалисты, а не 'зеленые' ученики, которым нельзя будет поручить даже элементарные задачи.

    Преподаватели-теоретики и преподаватели-практики
    Сформировавшийся стереотип классического преподавателя среднего звена (и, кстати говоря, достаточно вредный стереотип, так как он подрывает престиж и каноны традиционного инженерного образования) заключается в том, что преподавать в институты и в различные учебные центры идут специалисты, которые мало что могут сделать в условиях реального производства. Одним словом, такие преподаватели, в своем большинстве являются специалистами-теоретиками. Они смогут подвести большое количество теоретической информации (подчас, бесполезной для специалиста, проходящего обучение) под какое-либо физическое явление или технологический процесс, но не всегда смогут помочь разрешить реальные практические задачи. К сожалению, подобные преподаватели встречаются достаточно часто. С глубоким сожалением могу даже утверждать, что таких преподавателей встречается больше, чем действительно толковых и 'грамотных' специалистов.
    Другая крайность - это преподаватели-практики. Они часто могут быстро и профессионально выполнить то или иное практическое задание, но не всегда смогут грамотно и, что главное, доходчиво объяснить суть происходящего. Обычно они бывают крайне и искренне удивлены, если аудитория не понимает то, что было ими только что проделано. Поскольку вывод о низком качестве собственных ораторских способностей придет им в голову в самом последнем случае, ими обычно делается ошибочное заключение об ограниченности уровня знаний их слушателей. Поэтому, академический эффект от работы подобного преподавателя с аудиторией также будет минимальным, так как многое происходящее будет попросту непонятно.
    Здравое решение, как обычно, будет находиться посередине - то есть, лучшим преподавателем, отдача от работы которого будет максимальна, является специалист, имеющий большой опыт практической деятельности, и одновременно хороший преподаватель, в совершенстве владеющий аудиторией, который окажется при всем его практическом опыте работы, в состоянии рассказать своим слушателям обо всех тонкостях предмета обсуждения. То есть, пресловутая 'золотая середина', будет где-то между теорией и практикой.

    Плюсы и минусы наличия нескольких преподавателей в одной группе
    Один специалист обычно никогда не будет в силах полностью охватить тонкости всех технологий в рамках рассматриваемой им производственной деятельности. Универсализм и возможность широкого применения своих знаний для специалиста - это очень хорошо, но обычно он предполагает, как это не прискорбно, одновременное отсутствие узкой специализации в какой-либо сфере. То есть, один специалист обычно не в состоянии будет рассмотреть все темы, которые окажутся интересны целевой группе, настолько же хорошо, насколько это сделают несколько разных специалистов, разделившие между собой всю комплексную учебную программу.
    Мы периодически применяли в своей практике подход, когда весь курс наших тренингов проводили разные специалисты. Не смотря на общую связанность всех материалов обучения, мы разделяли учебную программу на ряд отдельных сегментов-модулей. В результате, различный взгляд на вещи, разные способы рассмотрения каждой темы курса, отличающиеся методы изложения тех или иных вопросов каждого из наших преподавателей помогали целевой аудитории, на основе сравнения разных мнений об одном и том же процессе (безусловно, не противоречащих друг другу), сформировать собственное, 'третье' мнение, и собственный взгляд на обсуждаемые вопросы.
    Потенциальные проблемы такого подхода могут состоять в некоторой избыточности изложения материала, возможном дублировании и повторном рассмотрении некоторых тем и т.д. Решаются эти проблемы четким составлением плана занятий и дальнейшим следованием составленной учебной программе и ее длительности. К примеру, в целях предотвращения избыточности изложения материала и возможного дублирования, иногда приходилось отказывать слушателю в детальном объяснении того или иного возникшего у него дополнительного вопроса, ссылаясь на то, что в будущем эта тема будет рассмотрена гораздо подробнее, и ограничиваться небольшой консультацией.

    Выбор оптимальной длительности курса обучения
    Определение оптимальной длительности курса обучения - еще один важный вопрос, который необходимо решить менеджеру курсов вместе с преподавателем. Курсы не должны быть слишком затянутыми, но, в то же время, не должны быть слишком кратковременными. На общую длительность курса влияет, в первую очередь, общая численность группы, перечень задач, которые необходимо решать при проведении этих курсов, уровень предварительной подготовки слушателей, 'разношерстность' уровня подготовки слушателей (несколько жаргонный термин, который определяет наличие в группе слушателей с совершенно разными уровнями знаний, чего, при возможности, нужно всячески избегать). При проведении тренингов в небольших группах численность необходимых часов уменьшалась, равно как и при индивидуальных занятиях, а при ростах объема группы, соответственно, увеличивалась.
    При расчете точного количества часов обычно необходимо опираться на базовую длительность тренинга (к примеру, на 50 академических часов), и изменять ее при необходимости. Например, увеличивать на 10-12 часов, если слушатели, в основном, оказались слабо подготовлены; сокращать на 5-10 часов, если численность слушателей в группе оказалось небольшой; дополнять курс дополнительным учебным временем, если необходимо было увеличить количество рассматриваемых тем и т.д.
    Длительность тренинга, который проходил в течение одного дня, рассчитывался, исходя из физических возможностей группы и преподавателя: достаточно трудно проводить лекцию, изобилующую новой для аудитории информацией (особенно, технического характера), и при этом выдерживать 4-5 часовые 'порции' занятий. Поэтому, как правило, мы ограничивались 4-мя академическими часами, проводя за это время одну или две небольшие перемены. Вечерние тренинги, которые проводились после окончания рабочего дня наших слушателей, обычно продолжались до 3 часов, утренние и дневные - до 4 часов.

    Уровни подготовленности слушателей
    Достаточно часто в учебном процессе возникают проблемы преподавательского и коммуникационного плана в случае, если уровень предварительной подготовленности слушателей целевой группы оказывается слишком 'неровным', или если в группе присутствуют несколько слабо подготовленных слушателей. Как правило, в этих случаях преподаватель ориентируется на некий 'средний' уровень подготовленности слушателя по группе, не упрощая или не усложняя уровень изложения материала. Однако такой подход не всегда себя оправдывает, так как в этом случае уровень подачи материалов обычно оказывается излишне прост для подготовленных слушателей, и достаточно сложен для менее подготовленных. В результате, все слушатели целевой группы оказываются недовольны общим качеством обучения.
    Еще один вариант стратегии обучения - ориентация преподавателя на уровень самых неподготовленных слушателей группы, с целью дальнейшего 'подтягивания' их до некоторого среднего уровня. Этот вариант поведения в целом неплох, поскольку его результатом является выравнивание уровня знаний слушателей, но необходимо понимать, что более подготовленные слушатели в это время будут откровенно 'скучать'.
    Вариант ориентации на наиболее сильную часть группы - также оказывается не всегда хорош, так как при этом страдает наименее подготовленная часть аудитории - то есть та группа слушателей, ради которых, в основном, и был организован процесс обучения (последнее актуально, в первую очередь, для корпоративных тренингов). В результате, 'сильные' слушатели все же получат необходимые им знания, но 'слабые' не получат ничего, мало того, возможна ситуация, когда они вовсе утратят интерес к своему обучению из-за сомнений в уровне своих знаний и собственной квалификации.
    Выход из этого положения состоит в сортировке слушателей по различным группам, в зависимости от уровня их предварительной подготовленности. Выбор группы, в которую пойдет тот или иной слушатель, определяется, в первую очередь, собеседованием со слушателем и специальным входным тестированием. Таким образом, для каждой целевой группы можно будет создать персональные тренинги, и избежать излишней сложности или наоборот, излишней простоты изложения материала.

    Определение уровня предварительной подготовки
    Наиболее простой способ проведения оценки знаний целевой аудитории - это предварительное тестирование. Задача этого тестирования не столько в определении того, что уже знает слушатель, а в том, чего он пока не знает, но планирует узнать в результате проведения тренингов. Например, для специалистов по допечатной подготовке я предлагал опросный лист, состоящий более чем из полутора десятка вопросов, условно разделенных на 2 группы сложности.
    По анализу числа правильных ответов становилось ясно, какие темы у слушателя курсов вызывают наибольшие затруднения, и, в соответствии с этим, принимались соответствующие решения о зачислении слушателя в ту или иную группу.
    Мы никогда не сортировали своих слушателей на группы 'умных' и 'менее умных', так как подобная форма сортировки свела бы на 'нет' все наши усилия по проведению качественных тренингов. Мы проводили сортировку слушателей по уровню предварительной подготовленности, и для более 'продвинутых' групп не проводили в дальнейшем 'ликбез', посвященный проработке элементарных вопросов, а в 'менее продвинутых группах' больше останавливались на базовых понятиях, которые требовали рассмотрения.
    В случае если какие-то вопросы теста вызывали у тестируемого откровенное недоумение, то мы рекомендовали ему оставлять поле этого вопроса незаполненным, а не пытаться заниматься 'угадыванием' правильного ответа, для более объективной оценки его знаний. Замечу, однако, что большинство слушателей, испорченных традиционной школьной или институтской системой оценки и контроля знаний, которая, фактически, стимулирует ученика получить максимальную оценку, а не максимальные знания, игнорировали нашу просьбу об этом и стремились 'угадать' правильные ответы на те или иные вопросы, фактически, не имея ни малейшего представления о предмете обсуждения. В результате, иногда нам приходилось 'вылавливать' анкеты с такими ответами и направлять их заполнителей в группы менее подготовленных слушателей. Вылавливание подобных анкет осуществлялось путем поиска среди ответов особо грубых ошибок, демонстрирующих полное непонимание анкетируемым специалистом предмета обсуждения.

    Индивидуальные и групповые занятия
    Нет прямой зависимости от того, чем больше денежных средств вы выделите на свое обучение или на обучение своих сотрудников, то тем большим будет выходной эффект от обучения. На самом деле, индивидуальное обучение и обучение слушателей в небольших группах, по понятным причинам, стоит дороже, чем аналогичный курс в больших группах, однако, пользы от этого не всегда больше. Перед тем, как решиться на индивидуальное обучение, следует тщательно взвесить все 'за' и 'против', и принять единственное правильное решение, идеально соответствующее Вашим запросам. Для этого попытаемся разобраться с каждой из форм обучения в отдельности.

    Тренинги в больших группах:
  • преподаватель следует заранее составленному учебному плану, как в отношении рассматриваемого материала, так и в отношении количества использованных им для каждой конкретной темы часов; обычно он не в состоянии уделить много внимания каждому отдельному слушателю, по причине большого их количества. Основное внимание преподавателя получают 2-3 наиболее активных слушателя курсов; разница в знаниях различных специалистов может при этом быть весьма значительна, и преподаватель не всегда окажется в состоянии 'выровнять' знания разных слушателей до одного уровня, оптимального для учебного процесса; тем не менее, слушатели курсов могут свободно общаться друг с другом, обмениваясь полученной информацией, что также способствует учебному процессу (вспомните известную поговорку о том, что самые важные в работе вопросы решаются во время перерыва 'в курилке').
    Вывод: подобная форма обучения годится для продолжительных или объемных курсов, на которых проводится рассмотрение материала 'с самого начала'.

    Тренинги в малых группах:
  • преподаватель следует заранее составленному учебному плану, соответствующему уровню знаний слушателей; количество часов, и уровень подачи тех или иных материалов может варьироваться в зависимости от реальных запросов группы в целом. Каждому слушателю уделяется достаточно много внимания, имеется возможность подробного обсуждения индивидуальных вопросов. В случае наличия 'неровностей' в знаниях слушателей, есть также возможность некоторого 'выравнивания' разницы в знаниях между ними. Момент общения между слушателями курса также играет не последнюю роль в учебном процессе.
    Вывод: эту форму обучения можно рекомендовать в качестве оптимальной - как для групп небольшого размера, так и для внутрикорпоративных тренингов. Сама по себе форма обучения в минигруппах идеальна как для проведения небольших тренингов, так и для комплексных курсов обучения.

    Индивидуальные тренинги:
  • преподаватель работает по согласованному плану, выбранному из тех тем, которые интересны конкретному слушателю. Можно свободно варьировать всеми параметрами учебного процесса, а именно: количеством часов, рассмотренными темами, глубиной изложения тех или иных вопросов. Все внимание преподавателя сосредоточено на единственном слушателе. Преподаватель распознает все его 'пробелы' и акцентирует все свое внимание на его конкретных проблемах. Однако, общение с сокурсниками полностью отсутствует; иногда это является существенным недостатком, кроме того, как становится ясно из опыта, большинство проводимых индивидуальных тренингов обычно не решает проблему заполнения всех или хотя бы большинства пробелов, потенциально имеющихся в профессиональных знаниях слушателя.
    Вывод: приведенная форма обучения оптимальна для непродолжительных тренингов, задача которых - решить конкретные производственные вопросы. В силу дороговизны и ряда объективных причин, эта форма обучения не годится для больших курсов и практически непригодна (не смотря на кажущуюся привлекательность) для обучения слушателя 'с нуля'.

    О плюсах и минусах внутрикорпоративных тренингов
    Внутрикорпоративные тренинги проводятся нами наиболее часто и, как правило, применяются для общего повышения квалификации сотрудников конкретного отдела. Из нескольких сотрудников формируется группа, в которой проводится ряд специальных занятий, по заранее согласованной вместе с ними программе обучения. У этих тренингов много позитивных сторон - например, то, что при их организации преследуются конкретные цели: объяснить 'физику' тех или иных процессов полиграфического производства и технологии допечатной подготовки; решить конкретные проблемы в работе и так далее. Однако, у этих тренингов есть и существенный недостаток - очень часто они проводятся с одновременным изданием приказа об аттестации по отделу компании, при котором они проводятся. Поэтому многие посетители этих тренингов часто воспринимают их как 'горькую' таблетку, которую им приходится принимать по странной прихоти их руководства. Что, безусловно, идет во вред самому учебному процессу.

    Для непосвященных и не только:
    что такое допечатная подготовка

    Допечатная подготовка - это не сколько отдельная специализация, сколько некий конгломерат из различных специальностей, а иногда даже - состояние души, которое не всегда понятно непосвященному. К сожалению, иногда эту профессию не замечают или считают недостаточно значительной, даже не выделяя ее в отдельную специальность. Как следствие этого, порой хорошие знания допечатной подготовки требуют даже от рядового дизайнера отдела, стремясь не нанимать при этом на работу отдельного prepress-инженера.
    Собственно, специалист по допечатной подготовке - это профессионал, обладающий разумным компромиссом практических навыков, полученных из смеси знаний специалиста с полиграфическим инженерным образованием, с добавлением некоторой части знаний психолога - для эффективного общения с заказчиками, и специалиста с некоторыми (хотя бы зачаточными) дизайнерскими навыками, для быстрого исправления различных макетов дизайнера уже 'на выходе'.
    Некоторое пренебрежение к специалистам по допечатной подготовки в некоторых случаях обусловлено тем, что требования по качеству полиграфической продукции, выпуском которой занимается та или иная компания, иногда оказываются достаточно низкими. Соответственно, для решения большинства производственных задач хватает даже поверхностных знаний о prepress у рядового дизайнера этой компании.

    Связь допечатных и печатных процессов
    Самая главная задача специалиста по допечатной подготовке - обеспечить связь процесса творческого - различных дизайнерских изысков - с процессом производственным - то есть печатным, считаясь при этом со всеми сопутствующими этому недостатками - отсутствием обеспечения 100%-й повторяемости, различными технологическими ограничениями и т.д. Поэтому, наиболее важной частью тренингов для специалистов по допечатной подготовке является обеспечение комплексности их знаний и выработка понимания у слушателей взаимосвязи между различными стадиями полиграфических и производственных процессов. Одним словом, дизайнерские навыки у таких специалистов должны быть гармонично сочтены с навыками технологическими, которые позволят такому специалисту 'связать' воедино все звенья цепи производства и обеспечить наиболее качественный результат 'на выходе'.

    Ну, а теперь немного отвлечемся от теоретических сведений, полученных от прочтения предыдущего материала статьи, и перейдем к некоторым проблемным вопросам, которые часто возникают у преподавателей и слушателей курсов, и которые являются почвой для возможных конфликтов между преподавателем-тренером и его слушателями. Предпосылками для этих разногласий, как всегда, служит конфликт собственного мнения слушателя курсов относительно способа изложения предложенной ему программы обучения, и опыта преподавателя, который пытается 'навязать' этому слушателю некое, подчас понятное только ему (в силу свойственной каждому специалисту некоторой субъективности) видение того или иного практического вопроса. Например, одним из самых известных поводов для подобных микроконфликтов является попытка определения четких предпочтений относительно 'самой лучшей' программно-аппаратной платформы (вспомните бесконечные религиозные войны 'PC vs. Macintosh'), или вопросы, связанные с использованием или неиспользованием функций системы управления цветом (CMS).
    Ниже в статье приведены несколько 'проблемных' вопросов, заданных мне некоторыми моими слушателями во время проведения тренингов. Учитывая специфику этих вопросов, понимание ответов на них является ключом к успешной стратегии дальнейшего обучения.

    Вопрос №1. 'Зачем дизайнеру цветокоррекция?'
    'Зачем мне, как дизайнеру, цветокоррекция?' - такой вопрос мне однажды довелось услышать от одного из моих слушателей при обсуждении предлагаемой нами учебной программы. Честно говоря, непосредственно после вопроса я не сразу нашелся с ответом. 'Ну как же…' - начал я. - 'Хорошие знания у хорошего специалиста должны быть, как минимум, комплексными'. Однако убеждения слушателя относительно собственной правоты были достаточно сильны. Он утверждал, что это '…слишком узкая специализация профессии, которую дизайнер вовсе не должен затрагивать в своей работе' (справедливости ради, следует заметить, что, к счастью, подобное мнение - столь категоричное отношение к цветокоррекции как к таковой, - мне довелось встретить только один раз).
    В результате я убедил этого слушателя и его сокурсников в том, что эти знания необходимы им для общего развития, на чем мы и остановились, так как дальнейших разногласий в группе по этому вопросу не последовало.
    И только после того, как прошла неделя или две с момента этого разговора, я увидел те работы, с которыми ему приходилось постоянно иметь дело. Этот специалист работал в полноцветном городском еженедельнике, и занимался дизайном журнальных полос, иллюстрирующих 'бурную жизнь' города. Что было изображено на этих страницах? Яркие цветные пятна имиджевой рекламы, привлекающие внимание зрителя и, фактически, уже доведенные 'до ума' специалистами по допечатной подготовке из рекламных агентств, подающих эти рекламные материалы, картинки из коллекций изображений Royalty-Free типа 'Neons and lights', реклама с рядом объектов с 'корпоративными' цветами, значения которых не было нужды корректировать (или их всегда можно было получить из бренд-буков), фото дискотек, праздников, цветных огней ночного города, молодежь в кислотной одежде яркого, насыщенного цвета… Действительно, среди этих задач я не нашел ни одной достойной внимания сколько-нибудь профессионального цветокорректора. Главное в этом случае было умение держать на 'уровне' общую яркость всех красок и их насыщенность. Благо, читатели подобных изданий обычно крайне непритязательны, и обычно воспринимают все предложенное им 'на ура'.
    Безусловно, никакие тренинги не сделали бы из начинающих 'курсантов' умудренных опытом профессионалов уровня небезызвестного в нашей среде Дэна Маргулиса - такие знания формируются только после многих лет профессиональной практической работы. Однако, базовые понятия относительно методов и основных способов цветокоррекции, методики использования кривых, различных тонкостей работы с ними, понятия 'памятных' и корпоративных цветов сформировать хотя бы на среднем уровне мы просто были обязаны.

    Вопрос №2. 'Зачем дизайнеру технология полиграфического производства?'
    Дизайнер, будучи творческой личностью, зачастую попросту игнорирует ряд предложенных ему технологических требований или норм, которые он, по идее, должен соблюдать при подготовке того или иного макета. Одна из наиболее типичных ошибок - это, к примеру, растеризация шрифтовых или векторных данных, или, к примеру, подготовка растрового документа с неэффективным или слишком малым разрешением (например, классическими 72 ppi), растеризация векторных данных и последующее многократное их масштабирование и т.д. При попытке объяснения дизайнеру причины выраженного недовольства, выраженного препресс-инженером по поводу исполнения его работ, тот обычно сводит все свои оправдания к тому, что все технологические тонкости - это работа только для технолога, но никак не его. И, к сожалению, обычно бывает невозможно доказать подобному специалисту то, что в случае несоблюдения им технологических требований к публикациям, его работу будет проще переделать заново, чем попытаться исправить.
    Вот почему следует формировать среди дизайнерского состава издательств, рекламных агентств и соответствующих отделов типографий понимание о целостности технологического процесса как такового, и всячески искоренять представления о том, что технолог при подготовке макета к печати будет в состоянии оперативно исправить все погрешности предыдущих специалистов.

    Вопрос №3. 'Зачем препресс-инженеру знания принципов работы RIP?'
    К сожалению, даже достаточно квалифицированные специалисты по допечатной подготовке на проводимых нами тренингах часто задавали этот вопрос. Как говорится, нельзя объять необъятное, и подобными знаниями в этой сфере скорее должен похвастаться матерый RIP-мастер. Но без знания элементарных вещей о теории растровых процессоров препресс-инженер таковым уже, по сути, не является. К примеру, он обязан ориентироваться в основных алгоритмах растрирования (или хотя бы различать алгоритмы AM- и FМ- растрирования), иметь четкое представление о том, что такое линиатура (и уметь писать это слово на русском языке через второе 'и' :), знать, что такое углы наклона растра и владеть многими другими смежными знаниями. В противном случае, работы, полученные от такого препресс-инженера, могут содержать ряд технологических ошибок, вызванных наличием серьезных пробелов в его знаниях. Причем, чем более значительными будут эти пробелы, тем более катастрофическими обычно оказываются ошибки. Например, непонимание принципов растрирования может привести к тому, что такой специалист неверно подберет необходимый угол наклона растра для пятой краски в его макете, или допустит другие, не менее грубые ошибки.
    С другой стороны, более простые работы могут выходить после такого специалиста 'на ура', без особых проблем в печати. Однако, когда речь идет о каком-либо профессионализме, я не могу в очередной раз не упомянуть о том, что знания хорошего специалиста должны быть комплексными, а поэтому будем считать понимание основных принципов работы RIP, различий алгоритмов растрирования и знание основных параметров растров растровых полутоновых данных обязательными для каждого грамотного prepress-инженера.

    Итоги: разница в тренингах для дизайнеров и технологов. Круг рассматриваемых вопросов для разных специальностей
    Таким образом, комплексные знания - это тот идеал, к которому всячески следует стремиться. Но, вспоминая старый анекдот времен 'застоя' о том, что коммунизм уже на горизонте (горизонт, как известно, представляет собой воображаемую линию, которая удаляется от нас каждый раз при попытке к ней приблизиться), и, в очередной раз убедившись, что нет в мире совершенства, все же попытаемся найти разумный компромисс. И полиграфическим дизайнерам, и технологам допечатных процессов не помешают знания технологического процесса печати. Но разница между дизайнером и технологом в том, что первому эти знания помогут работать более качественно, и, таким образом, являются опциональными (то есть, желательными для улучшения общего качества его работы), а для второго - жизненно необходимыми. В противном случае, он попросту не сможет качественно выполнять свою работу.
    Итак, для полиграфического дизайнера годятся тренинги, которые осуществляют обзорный экскурс в некоторые технологические тонкости процесса полиграфического производства, с обязательным упоминанием всяческих 'табличных' величин (например, ориентировочных значений количества триадных красок, необходимых для получения так называемого 'серого баланса'), на которые он сможет впоследствии ссылаться при выполнении своей работы. Для препресс-инженера, работающего на разных технологических стадиях (будь то специалист по допечатной подготовке из рекламного агентства, RIP - мастер репроцентра или другой профессионал) обязательно проведение глубокого анализа всех процессов, которые происходят внутри полиграфического производства. После того, как сформировано понимание 'физики' того или иного процесса, можно приводить различные табличные значения - таблицы серого баланса, нормы уровней растискивания, номинальные уровни оптических плотностей красок и другие значения, полученные из практики. Крайне важно сформировать понимание того, что идеальной повторяемости можно будет добиться только в 'лабораторных' условиях, не имеющих ничего общего с действительностью. В этом случае, специалист по допечатной подготовке, к примеру, при подготовке CMYK - профиля того или иного печатного устройства, будет понимать, что профиль, по сути, описывает только некоторые 'мгновенные' (обычно - сильно усредненные) условия печати, а действительные результаты могут несколько отклоняться от этих значений. Кроме того, для специалиста по допечатной подготовке потребуется дополнительное внимание к тонким вопросам, связанным с особенностями функционирования различных моделей workflow, к тонкостям построения профилей, к принципам работы оборудования, специализированного программного обеспечения и т.д.

    О внимании к теории и практике на лекциях
    Истина всегда находится среди множества компромиссов. Плохи лекции, в которых внимание лектора уделяется только одной теории, и на которых нет места практике. Плохи и обратные методы работы - через бесконечную практическую работу (особенно, самостоятельную, не сопровождающуюся комментариями преподавателя), не подкрепленную приобретением теоретических знаний и навыков. В любом из этих случаев, знания, полученные слушателями, оказываются некачественными, а значит, само обучение не приводит к положительному результату. Поэтому, достаточно важно позволить специалисту, проходящему курс обучения, решать чисто практические задачи - например, проводить технологическую 'доводку' макета дизайнера к печати, с учетом конкретных оговоренных требований типографии, и т.д. Именно такие занятия, подкрепленные необходимым количеством теоретического материала, оказываются 'связующим звеном' для закрепления всех полученных в результате обучения навыков.
    Хорошие результаты показывают различные практические занятия, проводящиеся во время курса обучения, во время которых пользователю предлагается, к примеру, в заранее подготовленной публикации достаточно большой сложности выявить максимум технологических ошибок, и справиться с ними. При этом специалисту предоставляется список технологических требований типографии к макетам, принимаемым в электронном формате, в которой предполагается печать этого заказа. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы избежать неоднозначностей при различных задействованных моделях рабочей среды (workflow). К примеру, в одном случае, подача растровой картинки в модели CMYK является некорректностью, в других случаях - обязательным требованием, невыполнение которого выглядит грубейшей ошибкой. При этом пользователю предоставляются все популярные графические пакеты (к примеру, линейка издательских программ от Adobe), и средства по оперативному контролю готовых публикаций (такие, как Flightcheck и т.д.). Таким образом, его задача сводится к поиску максимума ошибок за ограниченное время (обычно - 1 час). Если все ошибки оказались выявлены, то слушателю присуждается максимально возможный балл. Если большинство ошибок было устранено, но некоторые погрешности остались незамеченными, ему присуждается средний балл. Если же остались неразрешенными критические ошибки подготовки макета (к примеру, готовый файл публикации не проходит стадию обработки на растровом процессоре, что никогда не происходит с полноценно подготовленной публикацией) - балл не присуждается вовсе и т.д.

    Выходной контроль знаний
    Вероятно, при проведении экзамена, нелишним будет вспомнить классическую фразу о том, что экзамен - это еще одна хорошая возможность научиться чему-либо.
    Выходной контроль знаний является достаточным стимулом для привлечения дополнительного внимания слушателя к учебному процессу. Он стимулирует его получить более полные знания, и попытаться усвоить максимальное количество затронутых в проведенном курсе вопросов. Выходной контроль позволяет оценить работу слушателя за время проведения тренингов, и выдать объективное заключение о результате работы в виде его оценки. Последние, как известно, могут быть позитивными и негативными. Осознание того, что по окончанию тренинга, при негативных результатах экзамена, слушателю могут выставить низкую оценку, приводит к дополнительному стимулу для учебы. Не последним фактором оказывается и личное тщеславие, которое будет в некоторой степени удовлетворено в случае получения более высокого балла за обучение.
    Атмосфера экзамена порой играет с тестируемыми пользователями злую шутку. Иногда слушатель курсов начинает пытаться 'выигрывать время' путем выдачи наиболее быстрого ответа (и менее качественного, к сожалению). Поэтому, задача экзаменатора, помимо выдачи подробных инструкций относительно методики проведения практического экзамена, заключается в необходимости 'разрядки' обстановки, устранения нервозности в группе и т.д.
    Поведение тестируемых сотрудников при приведении экзамена также говорит о многом. Знающий человек обычно работает методично и достаточно уверенно; менее подготовленный слушатель пропускает задания, в конце теста не успевает ответить на большинство вопросов, допускает ряд грубых ошибок и т.д.

    Оглашение результатов тестирования экзаменуемым
    Одна из последних задач экзаменатора - огласить результаты экзамена тестируемым слушателям. Об успехах в тестировании и хороших оценках говорить достаточно легко; с другой стороны, наиболее непростительная ошибка преподавателя - это прямое и нетолерантное указание на профессиональную некомпетентность слушателя. Обычно, почувствовав такую критику, слушатель попросту 'замыкается' в себе, или начинает относиться к тренеру курсов с большой долей предубеждения (все зависит от темперамента слушателя - порой, указание слушателю на его ошибки приводит к банальным конфликтам), без какого-либо особого уважения. В таком случае, отвоевать авторитет снова будет практически невозможно.
    Поэтому, крайне важно после оглашения результатов тестирования тщательно проанализировать допущенные ошибки и объяснить, почему они возникли, даже если это потребует значительного времени и усилий со стороны преподавателя. То, что 'работа над ошибками', фактически, окажется повторением пройденного материала, не должно смущать ни тренера, ни слушателей курса: менее подготовленный слушатель получит еще одну возможность повторить и усвоить пройденный материал, более подготовленный - дополнительно укрепит свои знания дополнительным повторением уже хорошо знакомых ему тем.

    Стимуляция дальнейшего обучения
    Никакие институты и тренинги никогда не дадут полных и стопроцентных знаний, и обычно всегда потребуется дальнейшее повышение квалификации сотрудника. Результаты экзамена, список рекомендованной к изучению литературы являются хорошим вектором для дальнейшего повышения квалификации сотрудника. В этом и содержится ключ карьерного роста.
    Однако, непосредственно сразу дообучение обычно не требуется - после проведения цикла занятий будет необходимо некоторое время для того, чтобы специалист мог попытаться применить и опробовать полученные им знания на практике. Лишь через некоторое время у него возникнут новые вопросы, которые он сможет выяснить, к примеру, у тренеров этого же учебного центра. Обычно, тренеры оставляют свои координаты для того, чтобы с ним могли связаться их слушатели для выяснения каких-либо вопросов, или договариваются со своими слушателями о последующих консультациях заранее.

    Выводы
    Выводы, как всегда, заставляют задуматься о многом. К сожалению, понимание того, что повышение профессионализма сотрудников - прямая дорога к успешной работе того или иного отдела, приходит далеко не ко всем их руководителям. Особенно это свойственно компаниям, где сильно выражена 'текучесть' кадров - то есть, в структурах, где менее квалифицированного сотрудника проще уволить и заменить другим (скорее всего, таким же неквалифицированным), чем обучить. За время своей преподавательской деятельности я имел возможность вдоволь 'насмотреться' на такие компании или их отделы; очень часто желание сотрудника учиться не приветствовалось (и, соответственно, не оплачивалось руководством), в результате чего некоторые, получив отказ руководства в спонсорской поддержке, самостоятельно оплачивали свое обучение, и затем уже по собственной инициативе, по прошествии 2-3 месяцев с момента окончания курсов, увольнялись со своей работы.
    По моему мнению, число организаций, проводящих регулярное или даже разовое обучение для своих сотрудников, примерно в 5-7 раз меньше тех компаний, которые такие тренинги не проводят и не планируют проводить в принципе. Типичным вопросом руководителей таких структур, после предложения проведения серии тренингов с их специалистами, является сакраментальная фраза: 'А зачем?', после которой, как говорится, попросту 'опускаются руки'.
    Кроме того, спрос на обучение сотрудников не держится на высоком уровне еще и по той причине, что все инвестиции в профессиональное обучение сотрудников, хотя и окупаются 'с лихвой', но, в то же время, не приносят 'мгновенную' прибыль. Вложение средств в обучение собственного персонала - это оплата 'затрат будущих периодов', плата за профессионализм и компетентность, за повышение качества выпускаемой продукции, но не в дне вчерашнем, а в дне завтрашнем.


    Статья впервые опубликована в журнале 'КомпьюАрт', в июле-августе 2004 года.

    Статья оказалась полезной, и Вы бы хотели получить дополнительную информацию? Приглашаем Вас на обучение в наш учебный центр. Мы проводим качественные курсы и тренинги для цветокорректоров, дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке, полиграфических и рекламных менеджеров, других специалистов полиграфических профессий. Профессиональные тренинги с выездом к слушателям в Киеве, Украине, или по всей территории СНГ и за его пределами. Подробнее… →


  • Теги: Допечатная подготовка, обучение, слушатели, тренинги, знания, группа, квалификация

         © 2002-2017 Полиграфическая компания "Укрпринтком", Украина, Киев.
    Все права защищены. Использование любых материалов сайта (частичное или полное) в любой форме запрещено, без письменного разрешения компании.
    http://www.ukrprint.com/

    Полиграфия, полиграфические услуги, цифровая печать, широкоформатная печать, печать на холсте, цветное и черно-белое ксерокопирование, широкоформатная ламинация полиграфической продукции, курсы и тренинги для полиграфистов, сканирование документов, сканирование пленок, послепечатные услуги, перекидные календари, квартальные календари, календари на холсте, календарики карманные, календарики типа "домик", блокноты, папки, буклеты, вкладыши в CD и DVD, визитные карточки, постеры, конверты, листовки, бумажные пакеты, лайтбоксы, наклейки, открытки, репродукции, персонализация, дизайн, допечатная подготовка, фотообои на заказ, фирменная полиграфическая продукция, калибровка мониторов, калибровка принтеров, калибровка печатного оборудования, построение ICC-профилей, информационные проекты для полиграфистов