Технологические инструкции в издательском деле: быть или не быть Тел.: (044) 529-5531
Тел/факс: (044) 521-6990

E-mail: info@ukrprint.com


Работаем с 10-00 до 18-30,
выходные: суббота, воскресенье

Карта проезда
  
Полиграфическая,
рекламная продукция
и услуги
Календари - 2017
Фотообои на заказ
Цифровая
печать
Широкоформатная
печать
Управление
цветом
Курсы и тренинги
для полиграфистов
Наши информационные проекты
  • Наши публикации.
    Все о допечатной подготовке
    и не только

  • Сертификация on-line для специалистов по допечатной подготовке


  • Продажа оборудования для цифровой печати

  • Контакты
     
    Наши публикации
    в прессе


    Дуплексные изображения в Photoshop: взгляд технолога

    (Журнал "Publish", Москва)



    Портфолио

    Наши клиенты
    по полиграфической и
    рекламной продукции,
    консалтинговым услугам




     

    Технологические инструкции в издательском деле: быть или не быть

    Евгений Кузнецов, Evgeniy.Kuznetsov@ukrprint.com

    Вместо эпиграфа


    1. Обязанности.
    1.1. Дизайнер обязан выходить на работу в день зарплаты.
    1.2. Дизайнер обязан обходить стороной сервер, чтобы не залить клавиатуру пивом.
    1.3. Дизайнер должен аргументировано доказать, почему задачу невозможно выполнить, если ему ее лень решать.

    2. Права.
    2.1. Дизайнер имеет право спать утром до естественного пробуждения.
    2.2. Дизайнер имеет право устраивать 30-минутный перерыв на чай каждые 20 минут.
    2.3. Дизайнер имеет право все свои ошибки свалить на компанию Adobe.

    Выдержки из должностной инструкции дизайнера.


    Полиграфическое и издательское дело связано с использованием большого количества самого разнообразного оборудования, возможности которого, конечно, не безграничны. Со всех сторон полет мысли дизайнера ограничен различными условностями, имя которым - технологические и технические требования. Неверно было бы считать их ненужными условностями, которые должны учитываться только технологами типографии да специалистами по допечатной подготовке. С соответствующими технологическими требованиями, сформулированными в виде технологических инструкций, должны считаться все сотрудники отдела, только тогда его работу можно будет назвать слаженной. Со своей стороны, в данной статье я постараюсь продемонстрировать необходимость использования подобных инструкций на практике, приведя некоторые примеры.


    Виды производственных инструкций

    Все инструкции, существующие в репроцентрах, можно попытаться разделить на несколько категорий:

    1. Технологические инструкции.
    Эти инструкции регламентируют требования к принимаемым макетам в электронном виде, например, типы разрешенных к использованию заказчиками дисковых носителей, форматы файлов, типы разрешенной компрессии графических данных (например, JPEG/LZW), тип используемой аппаратно-программной платформы, перечень рекомендованного к использованию программного обеспечения, используемые цветовые профили, шрифты, корпоративные цвета и прочее.

    2. Должностные инструкции.
    По этим инструкциям проводится разграничение служебных обязанностей сотрудников отдела. В них, как правило, подробно описано штатное расписание по отделу или предприятию в целом. Для периодических изданий также указаны графики сдачи различных частей проекта, а также упомянуты меры ответственности сотрудников в случае некачественного исполнения или неисполнения тех или иных производственных задач. Еще, должностные инструкции обязательно должны содержать перечни требований к профессиональным знаниям различных специалистов. По ним часто определяют степень профессионального соответствия или несоответствия того или иного сотрудника занимаемой должности. Иными словами, в этих инструкциях, помимо всего прочего, должно быть отмечено, что должен знать тот или иной специалист (дизайнер, препресс-инженер, верстальщик) для успешного выполнения своей части работы.

    3. Графики прохождения заказов.
    Это документы, регламентирующие правила и время приема заказов, специалистов, занятых в той или иной части издательского и производственного цикла, а также нормы, определяющие время исполнения тех или иных работ, отделы, отвечающие за различные части общего проекта, и прочая информация.

    Производственные инструкции, касающиеся штатного расписания компании, графики прохождения заказов - вопрос управления персоналом, поэтому в данной статье они рассматриваться не будут. С другой стороны, инструкции технологические, определяющие ряд норм и ограничений существующего парка оборудования, с возможностями которого приходится считаться всем сотрудникам компании, - и есть основная тема нашей статьи.


    Необходимость составления технологических инструкций

    Как только число сотрудников компании, занятых производством, начинает превышать одного-два человека, возникает необходимость в нормировании основных методов и приемов работы, то есть, в составлении технологических инструкций.
    Например, технологические инструкции, кроме всего прочего, определяющие правила приема макетов в электронном виде, имеют практически все периодические издания, выходящие по сколько-нибудь строгому графику. Эти инструкции обычно предоставляются рекламодателям или рекламным агентствам, непосредственно работающим с рекламодателями, по первому же их требованию (так как, в первую очередь, именно издательства и типографии заинтересованы в соблюдении описанных там норм). Эти инструкции четко описывают предпочтительное программное обеспечение, в котором должны быть подготовлены рекламные макеты, форматы полос набора или стандартные размеры рекламных блоков, допустимые технологические параметры подготовки графических изображений (например, суммарный предел красок в области теней - параметр 'Total ink limit' , предпочтительный профиль цветоделения изображений) и многие другие параметры. Особо тщательно составленные технологические инструкции представляют собой объемные и весьма серьезные документы, по которым можно даже проверить глубину собственных полиграфических познаний: к примеру, если часть технологических требований Вам непонятна, то, по всей видимости, в Ваших профессиональных знаниях имеются серьезные пробелы.
    Понятно, что без наличия этих инструкций достаточно трудно добиться слаженной и согласованной работы отделов дизайна, верстки и допечатной подготовки. Например, представьте себе ситуацию, когда в последний день перед сдачей в печать номера некоторого периодического издания рекламодатели предоставили сразу 10 неверно подготовленных рекламных макетов, на переделку которых у специалистов издательства ушло бы весьма значительное время. Взять их в работу - значит, преднамеренно сорвать режимное время сдачи номера. Не взять, и отказать рекламодателю - как говорится, себе дороже, это значит потерять живые деньги, за счет которых существует редакция любого подобного издания.
    Опыт показывает, что большинство редакций все же принимает неверно подготовленные рекламные материалы, либо взявшись за их самостоятельную переделку, либо попросту проигнорировав ошибки заказчика, и оставляет рекламный макет в том виде, в котором он был предоставлен, не теряя на его доработку собственное время. После этого номер отдается в печать, и спустя некоторое время он доставляется подписчикам.
    Безусловно, любой рекламодатель будет контролировать сроки, и качество выхода своей рекламы, причем независимо от того, будет ли это рекламный блок величиной 5x5 сантиметров, либо это будет четвертая полоса обложки журнала (обычно, наиболее дорогое рекламное место в любом издании). Что же он увидит в данном случае? Если рекламный блок изначально был подготовлен неверно, то возможны практически любые проблемы - искажения текста, исчезновение отдельных элементов рекламы, искажение корпоративных цветов, сдвиги элементов и другие, совершенно непрогнозируемые проблемы. В случае если издательству при этом не удастся 'отвертеться' от ответственности перед рекламодателем за некачественное исполнение рекламного макета, то перепечатывать рекламный блок в следующем номере придется уже за свой счет (то есть бесплатно), отказав в этой рекламной площади очередному рекламодателю.

    Правильно разработанные технологические инструкции помогают и даже очень способствуют работе отделов верстки, дизайна, макетирования и допечатной подготовки. Например, нормы изготовления макетов позволят всем дизайнерам отдела готовить файлы с учетом одних и тех же технологических норм, таких как:
    • рабочие и 'выходные' цветовые модели;
    • использованные для цветоделения изображений профили;
    • разрешение растровых файлов;
    • использованное программное обеспечение и версии дисковых файлов;
    • использованные шрифты;
    • нормы интерлиньяжа, размеры текстов, гарнитуры;
    • использованные в верстке стили;
    • форматы иллюстраций;
    • нормы вылетов и технологических 'доливок';
    • правила передачи файлов последующим исполнителям;
    • нормы, предъявляемые к именам файлов публикаций (актуально для больших проектов, когда над одной работой трудятся сразу несколько специалистов)
    и многое другое.

    Производство типографии составляет собственные технологические инструкции также, скорее, от необходимости, чем от желания 'бюрократизировать' себя. Дело в том, что любой заказчик, при размещении своей работы, подразумевает, что его работа будет производиться на оборудовании, которым и располагает данная типография. То есть, он должен учитывать и все возможные ограничения используемого парка оборудования. В случае если качество печати типографии по каким-то причинам его в дальнейшем не устроит, но типография со своей стороны, не допустила при этом собственных 'проколов', то в этом случае ее менеджмент сможет сослаться на тот самый пресловутый перечень технологических норм, отображенных в технологических инструкциях. В них, помимо всего прочего, могут быть указаны:
    • нормы на несовмещение печати по различным краскам;
    • нормы растискивания печати и максимально возможные отклонения от них;
    • нормы плотностей наката печатных красок и максимально возможные отклонения от них;
    • максимально возможные отклонения по цвету между отдельными листами тиража

    и многие другие технологические параметры: соответствие или несоответствие им вполне могут быть истолкованы как критерии повторяемости и качества печати.

    Профессионалам от рекламного бизнеса хорошо известно, что так называемое 'время жизни' рекламных блоков для потребителя обычно определяется единицами секунд, а потом, в случае отсутствия 'острой' заинтересованности рекламным предложением, его внимание переключается на что-то другое. Поэтому качество исполнения рекламы (да и просто любого полиграфического изделия) играет решающую роль в его эффектности и эффективности - неяркую, серую, размытую полиграфическую продукцию (в том числе и рекламу) потенциальный клиент не заметит, и отдаст все свое драгоценное внимание какому-либо другому сюжету. Некачественную полиграфическую продукцию станут прецизионно, с лупой в руках, рассматривать только настоящие полиграфисты, выискивая в ней 'стереотипные' дефекты и определяя причины их появления ('…вот плохо совмещенный в печати текст в четыре краски, вот flatness порядка 10-15, вот явно 'растянутое' с размера экранной 'превьюшки' на формат А4 изображение, вот некачественная обтравка волос…' - профессионалам хорошо знакомо злорадно-ехидное чувство, с которым они выискивают проблемные участки в чужих работах :). Вспомните свои ощущения от рассматривания рекламных плакатов, расклеенных в простенках в метрополитене, или размещенных в дорогих 'глянцевых' журналах. Если качество рекламы было не на самом высоком уровне, то на ней не задерживается внимание зрителя (читай - потенциального потребителя рекламируемых услуг). Зрительное внимание неизбежно переместится в сторону более удачно выполненного макета, в котором, помимо удачного, оригинального креативного решения, более ярких цветов и прочих элементов, привлекающих внимание, будет качественно выполнена технологическая часть. Такие изделия действительно приятно рассматривать, поэтому на них задерживается внимание зрителя.
    Этот принцип срабатывает практически на 100% в тех случаях, когда два подобных рекламных блока размещены рядом - внимание зрителя привлечет более качественно и технологически грамотно выполненный макет, чем менее качественный. И если за художественную ценность рекламы отвечает дизайнер или креативщик, то за грамотное технологическое ее исполнение - типография и отдел допечатной подготовки, которым при этом никак нельзя обойтись без сформулированного сборника технологических норм и инструкций.
    Кроме того, один факт существования технологических инструкций повышает культуру работы препресс-отдела и даже увеличивает престиж компании. В 94-95 годах в Киеве всего несколько типографий имели корректно составленные технологические инструкции, что также вселяло некоторое уважение в сердца их заказчиков, и только потом они появились практически во всех уважающих себя полиграфических компаниях. Главный положительный фактор здесь заключается в том, что наличие таких инструкций позволяет сокращать время технологического цикла допечатной подготовки если не на порядок, то на весьма значительную величину. В случае если типография или репроцентр предъявляют ряд технологических требований, а приносимые их заказчиками макеты им не соответствуют, то они, по понятным причинам, выражают свои претензии, ссылаясь на соответствующие пункты этих инструкций. В дальнейшем, заказчики волей-неволей будут следовать этим требованиям, и время, затрачиваемое специалистами типографий и репроцентров на прием и исправление макетов, а значит, и на весь технологический цикл печати, сокращается.

    Технологические инструкции касаются также норм и требований к именам файлов и названиям, с которыми те или иные макеты хранятся на всевозможных носителях. Делается это для того, чтобы одновременно несколько человек могли без труда разделять свою работу между частями одного большого заказа. Если это требование не выполняется, а число сотрудников отдела велико, то обычно практически невозможно за разумное время найти искомую публикацию, нужный файл или другие материалы тогда, когда они понадобятся. Например, часто не удается найти исходные файлы публикаций 'в слоях'; поэтому порой, даже в случае простых правок - например, замены части текста на некотором фоне, приходится с самого начала переделывать всю работу. Этот вопрос также оказывается актуальным в случае неожиданного (как это обычно случается) увольнения какого-либо ключевого сотрудника, после чего его коллегам не удается быстро найти нужные для их работы файлы.


    Сложные стороны общения с заказчиками



    Заказчик требует точно воспроизвести какой-либо цвет.
    Необходимо произнести: 'Как известно всем образованным людям,
    начиная со средних веков, этот цвет лежит вне области
    цветового охвата триадных красок, поэтому мы
    можем передать его лишь весьма приблизительно'.

    Заказчик принес свои слайды или другие оригиналы.
    Бегло взглянув на принесенное, скажите со вздохом,
    что видали и похуже, так что ничего
    особо страшного, наверное, не случится.

    Заказчик получил полиграфическое образование.
    Скажите с надрывом, что данную работу
    можно сделать сотней способов,
    и что Вы в этом бизнесе Х лет
    (здесь, Х - это годы Вашей жизни, умноженные на 5).

    Петр Бюнау.
    'Советы по укрощению трудных заказчиков
    для молодых дизайнеров-полиграфистов'.


    Иногда, как ни прискорбно, некоторые заказчики специально провоцируют возникновение 'скользких' ситуаций, внося в свои макеты тонкие и трудновылавливаемые ошибки, чтобы в будущем, пользуясь возникновением 'условного' полиграфического брака, добиться от типографии скидок или различных бонусов (бесплатных перепечаток части тиража и проч.). В моей практике мне приходилось работать с одним заказчиком, который представлял крупную бюджетную организацию, и постоянно провоцировал подобные скандальные ситуации, а затем требовал материальный 'откат' за причиненный ему ущерб, угрожая вовсе не забрать уже готовый (и даже упакованный) тираж. Правда, после того, как ему выплачивалось некоторое материальное вознаграждение, весьма, кстати, не маленькое, конфликт обычно прекращался. Думаю, что многим директорам компаний не понаслышке знакома данная ситуация. И хотя такое поведение заказчика нарушало общепринятые нормы корпоративной морали, цивилизованного сотрудничества и коллегиальности, но, к сожалению, это распространено в практике полиграфистов и издателей (и не только их) гораздо чаще, чем бы это действительно хотелось бы встречать. Уже после третьего подобного конфликта (который, как и предыдущие два, были 'высосаны из пальца') мы отказались от дальнейшего сотрудничества с этим заказчиком, хотя деньги эти тиражи сулили весьма немалые - в следующий раз мы просто отказали ему в приеме работы, даже не разговаривая с ним и не объясняя причины нашего отказа.
    В спорных случаях несоответствия цвета некоторому эталону, заказчик и исполнитель обычно прибегают к небольшой технологической экспертизе, которая покажет, качественно ли выполнила типография-подрядчик свою часть работы. Например, если отклонение по цвету составило 5 dE, а в технологических требованиях типографии заявлено, что допустимое максимальное отклонение по цвету может составлять до 6 dE, то здесь вина типографии отсутствует, даже если полученная разница по цвету совершенно не устраивает заказчика. В подобных случаях, технологические требования помогают типографиям сэкономить деньги на перепечатках тиражей, возникших не по их вине, и несколько 'подстраховать' себя перед клиентами.
    Часто технологические инструкции помогают в общении с заказчиками. Всем типографиям и репроцентрам хорошо известно, что порой многие их клиенты, с целью экономии средств (особенно, в малобюджетных проектах) производят подготовку макетов собственными силами, нанимая для этого собственных дизайнеров. Не стоит и говорить, что часто у них полностью отсутствует профильное образование и соответствующие необходимые им в работе знания. Это вызывает появление множества ошибок в разрабатываемых ими макетах. Однако, подобный макет, тем не менее, доставляется в типографию и поступает в производство: рынок не позволяет отказываться ни от одного клиента. Принимающим препресс-инженером типографии при этом выявляется ряд недоработок, и здесь возникает ситуация, когда просто необходима технологическая инструкция, на которую он мог бы ссылаться, чтобы аргументированно рапортовать заказчику, что его макет не готов к печати. Отказать ему в изготовлении тиража, опять же, нельзя, но, по крайней мере, теоретически ему можно выставить дополнительный счет за работу по доводке макета 'до ума' или заставить подписать документ, в котором он откажется от своих возможных претензий по поводу возможной некачественной печати макета, вызванной некорректностью допечатной подготовки. Таким образом, с помощью заблаговременно составленной технологической инструкции можно решать даже проблемы взаимодействия с клиентом.
    Еще технологические инструкции позволяют аргументированно объяснить заказчику, почему те или иные оригиналы (слайды, фотографии и т.п. материалы) не могут быть приняты в работу (например, из-за низкого их качества или недостаточной детализации или формата). Обычно, ссылка на соответствующий пункт технологической инструкции действует убедительнее, чем попытка дизайнера или технолога объяснить что-либо.

    Послесловие
    Надеюсь, что я дал читателю повод задуматься над тем, что технологические инструкции - вовсе не бесполезная 'бюрократическая' условность, а скорее инструмент профессионалов, используя который, можно добиться большей эффективности от производства. В последующих публикациях мы постараемся разработать пример подобной технологической инструкции и учесть в ней максимум технических требований некой абстрактной типографии, а также подробно обсудим каждый существующий в ней пункт. Еще позже мы попытаемся разработать документ, проводящий разграничение обязанностей сотрудников репроцентра или типографии, и демонстрирующий простейший график прохождения заказа на примере периодического издания.

    Статья оказалась полезной, и Вы бы хотели получить дополнительную информацию? Приглашаем Вас на обучение в наш учебный центр. Мы проводим качественные курсы и тренинги для цветокорректоров, дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке, полиграфических и рекламных менеджеров, других специалистов полиграфических профессий. Профессиональные тренинги с выездом к слушателям в Киеве, Украине, или по всей территории СНГ и за его пределами. Подробнее… →


    Теги: инструкции, технологические инструкции, типография, время, норма, печать, работа, подготовка, допечатная подготовка, печать, контроль, сотрудник

         © 2002-2017 Полиграфическая компания "Укрпринтком", Украина, Киев.
    Все права защищены. Использование любых материалов сайта (частичное или полное) в любой форме запрещено, без письменного разрешения компании.
    http://www.ukrprint.com/

    Полиграфия, полиграфические услуги, цифровая печать, широкоформатная печать, печать на холсте, цветное и черно-белое ксерокопирование, широкоформатная ламинация полиграфической продукции, курсы и тренинги для полиграфистов, сканирование документов, сканирование пленок, послепечатные услуги, перекидные календари, квартальные календари, календари на холсте, календарики карманные, календарики типа "домик", блокноты, папки, буклеты, вкладыши в CD и DVD, визитные карточки, постеры, конверты, листовки, бумажные пакеты, лайтбоксы, наклейки, открытки, репродукции, персонализация, дизайн, допечатная подготовка, фотообои на заказ, фирменная полиграфическая продукция, калибровка мониторов, калибровка принтеров, калибровка печатного оборудования, построение ICC-профилей, информационные проекты для полиграфистов