Управление цветом в типографии: интервью журналу Тел.: (044) 529-5531
Тел/факс: (044) 521-6990

E-mail: info@ukrprint.com


Работаем с 10-00 до 18-30,
выходные: суббота, воскресенье

Карта проезда
  
Полиграфическая,
рекламная продукция
и услуги
Календари - 2017
Фотообои на заказ
Цифровая
печать
Широкоформатная
печать
Управление
цветом
Курсы и тренинги
для полиграфистов
Наши информационные проекты
  • Наши публикации.
    Все о допечатной подготовке
    и не только

  • Сертификация on-line для специалистов по допечатной подготовке


  • Продажа оборудования для цифровой печати

  • Контакты
     
    Наши публикации
    в прессе


    Цветоделение и баланс по серому

    (Журнал "PrintWeek", Киев)



    Портфолио

    Наши клиенты
    по полиграфической и
    рекламной продукции,
    консалтинговым услугам




     

    Управление цветом в типографии: интервью журналу 'Директор типографии'

    Евгений Кузнецов, Evgeniy.Kuznetsov@ukrprint.com

    Что такое цветовой профиль, применительно к полиграфической печатной технике?
    Цветовой ICC-профиль - необходимый компонент для правильной работы системы управления цветом. В теории - это математическое описание особенностей цветового охвата того или иного устройства, например, принтера или печатной машины. На практике, цветовой профиль позволяет еще на стадии допечатной подготовке показать пользователю то, что он увидит в результате печати. Физически, цветовой профиль может быть отдельным дисковым файлом относительно небольшого размера, или таким же небольшим 'довеском' к существующему графическому файлу, описывающим условия его воспроизведения. Этот профиль может использоваться как внутри типографии, так и заказчиками, размещающими в ней свои заказы. Это необходимо для проведения корректной допечатной подготовки и контроля цвета в соответствии с существующими в данной типографии условиями производства, а не в соответствии с теми техническими условиями, которые описаны в профилях программного обеспечения графических станций 'по умолчанию' и, возможно, не имеют ничего общего с реальными условиями.

    Зачем типографиям необходимо проводить профилирование своих машин?
    Описывая особенности той или иной печатной машины в виде профиля, мы, по сути, получаем возможность предсказывать тиражный цвет на стадии допечатной подготовки, учитывая все особенности используемого нами оборудования.
    Полученный профиль, по сути, является совокупностью технологических особенностей печати - норм растискивания, колористики триадных красок и др. Это повышает культуру допечатных процессов - результирующий цвет в печати после этого становятся более предсказуемым.
    Это также значительно повышает культуру и печатного производства. Во-первых, это приучает печатников следовать предоставленным требованиям и печатать каждый тираж, исходя из принятых в типографии норм качества (к примеру, не только выдерживать номинальные плотности красок, но также держать под контролем растискивание, следить за загрязнением красочных секций печатной машины другими красками - то есть, контролировать колористику красок). Во-вторых, это во многих случаях позволяет избежать споров с заказчиками по поводу несоответствия того или иного цвета в печати в том случае, если допечатная подготовка проводилась им самим. Этот вопрос может стать актуальным при несоблюдении дизайнером технологических норм типографии, предъявляемым к предоставляемым макетам и отказе заказчика оплачивать перевыполнение допечатной подготовки в его макете.

    Какое время необходимо для профилирования печатной машины?
    Наиболее распространенной ошибкой специалистов, которые занимаются профилированием печатных машин является построение профиля по результатам измерения всего одного-двух оттисков. Это похоже на попытку предсказания погоды в августе по результатам метеорологических наблюдений, проведенных в июне. Профиль, полученный после одного измерения - это отображение некоторых мгновенных значений цвета, уровней растискивания и прочих факторов, сопутствующих печати этого оттиска. Гораздо важнее определить тенденции - к примеру, на основе целого ряда измерений сделать заключение о нормах растискивания на тех или иных запечатываемых материалах и печатной машине. То есть, построить такой профиль, который отображал бы некоторые технологические рамки, в пределах которых может колебаться цвет во время печати - например, обозначить пределы растискивания и др.
    Понятно, что это требует серьезных временных затрат и не делается 'за полчаса'. Необходимо произвести измерения достаточного количества оттисков, и построить профиль для каждой комбинации 'бумага - краска - печатная машина'. Называть какие-либо конкретные сроки при этом, я бы не стал, так как они могут сильно варьироваться в зависимости от объема работ, количества используемых в типографии печатных машин, разновидностей применяемых триадных красок, запечатываемых материалов и др.
    Немаловажным моментом является понимание того, что серьезное изменение любого звена всей технологической цепочки - например, переход к другому типу триадных красок, требует проведения повторной калибровки.

    Как сказывается профилирование печатной машины на взаимодействии с заказчиком? Является ли это панацеей от всех претензий по поводу цвета готового оттиска?
    Заказчик, при размещении той или иной работы в типографии, неявно 'подписывается' под неким перечнем технологических требований, существующих в этой типографии. Все эти нормы отображаются в требованиях к макетам, поступающих в работу. В случае если предоставляемый макет им не соответствует, типография в праве требовать подписи заказчика под документом, где сказано об отказе в возможных претензиях по качеству цвета, или выставить заказчику счет за проведение повторных работ по допечатной подготовке.
    Кстати, здесь сильно проигрывают типографии, которые не разрабатывают собственных документов с технологическими нормами, а используют чужие нормы (соответственно, отображающие чужие технологические возможности).
    Профили, построенные для ряда запечатываемых материалов, являются одной из технологических норм, которые обязательно указываются в такой документации. Они помогут заказчику предоставить типографии макет, который будет относительно прост в технологическом исполнении, а в случае возникновения спорных моментов, связанных с несоответствием цвета - позволят обосновать позицию типографии (понятно, при отсутствии ошибок при печати).

    С каким трудностями сталкиваются полиграфические предприятия, решив провести профилирование печатной машины?
    Главная проблема заключается в отсутствии комплексности проведения такой операции, и в остром дефиците специальных знаний. Обычно бывает недостаточно просто откалибровать мониторы, и, построив несколько профилей для печатных машин, разбросать их по дизайнерским графическим станциям. Необходимо также обеспечить типографию источниками нормированного освещения, разработать внутреннюю технологическую документацию (в частности, требования к макетам), издать или переиздать по предприятию должностные инструкции, разграничивающие полномочия персонала при использовании тех или иных профилей.
    Кроме того, незнание принципов функционирования систем управления цветом и некоторая консервативность профессионалов также сильно сдерживает все усилия руководителей отделов по внедрению новых технологий. В результате, до сих пор для многих специалистов предпочтительным способом контроля цвета является его оценка 'на глаз', по достаточно субъективным предпочтениям печатника.
    Еще одним интересным примером трудностей, с которыми сталкиваются типографии при профилировании печатного оборудования, может быть следующее. Некоторое время назад мне довелось присутствовать на специализированном семинаре, посвященном контролю цвета. На нем собрались ведущие специалисты отрасли, которые единогласно отметили, что серьезнейшей проблемой контрольно-измерительного оборудования, поставляемого на наш рынок, является отсутствие локализованных (русифицированных) меню в приборах или специальном программном обеспечении, а также полноценных русскоязычных инструкций, что также сдерживает их применение в повседневной работе для контроля цвета.

    Какими минимальными техническими возможностями должна обладать печатная машина, чтобы можно было ее 'откалибровать'?
    Построить профиль можно даже для ПОЛ-35 :) Критерием качества печатной машины, для которой необходимо построить профиль, является достаточная стабильность ее результатов - например, отсутствие большой девиации по плотности между отдельными листами тиража, достаточная равномерность наката краски, отсутствие бросков по уровню растискивания, и многие другие факторы. Если все это не обеспечивается на достаточном уровне, то построение профиля не будет иметь особого смысла.
    Не вторичен также и самый главный, 'человеческий фактор' - если печать проводится печатником на третьей смене 'с закрытыми глазами', то ни о каком качестве в таком случае даже речи быть не может. В этом случае, никакой специалист по контролю цвета не сможет решить проблемы с цветом в такой типографии.

    Каких требований должны будут в дальнейшем придерживаться в типографии, чтобы вся эта система действительно работала и помогала?
    В первую очередь, не противоречить самим себе - строить реальный профиль того, что типография в состоянии отпечатать. Профиль печатной машины должен отображать действительные, актуальные условия печати. В дальнейшем, придется также поддерживать всю систему управления цветов в рабочем состоянии, вносить необходимые коррективы в случае изменения каких-либо составляющих технологической цепочки печати, и прочее. Кроме того, необходимо обеспечить соответствующее дообучение или повышение квалификации персонала типографии, так как незнание или непонимание принципов работы с системами управления цветом приведут к последующим многочисленным ошибкам в работе.

    Что чаще всего делают типографии в Украине? Профилируют ли машины, приобретают ли сопутствующие измерительные приборы и т.д.?
    Чаще всего (как ни прискорбно) - не делают ничего, по той простой причине, что в своем большинстве, типографии не умеют 'управлять цветом'. Кроме того, если печатная машина имеет встроенные средства по контролю цвета, их зачастую выключают, так как попросту не умеют ими грамотно пользоваться. В результате, помимо ограничения функциональности новейшего оборудования, возникают финансовые потери, связанные с простоем техники. В этом отношении мы крайне отстаем от московских и особенно - от западных коллег. В связи с повсеместным использованием современных версий графических программ, рассчитанных на использование CMS, этот своеобразный 'бойкот' управлению цветом вызывает некоторое недоумение. Типография, которая потратила несколько миллионов долларов на приобретение ряда печатных машин для своего производства, уж точно не разорится при покупке одного-двух спектрофотометров за 3-7 тыс. евро. Объясняется это традиционной инерционностью полиграфической отрасли в целом, и отсутствием специальных знаний у работающего персонала. Следует понимать, что управление цветом может быть эффективным только при правильном его применении. Если отнестись к управлению цветом 'с умом', то в результате можно добиться действительно великолепных результатов при печати. Это в полной мере осознали типографии, 'обуздавшие' спектрофотометры и денситометры, без которых после этого не проводится печать ни одного издания.

    Зачем цветовой профиль или откалиброванная печатная машина нужны украинским типографиям и можно ли без них прекрасно работать (большинство, в принципе, так и делает)?
    Можно и без них. По умолчанию, специалист, преобразовывающий некоторый графический файл в CMYK, работает с профилем US Web SWOP Coated (но не всегда догадывается о его использовании и даже наличии). Однако, это средние рабочие параметры, отображающие среднестатические значения, описываемые стандартами. А как известно, со средними 'установками' возможны только средние результаты - ни о каком эксклюзивном качестве и речи в этом случае быть не может. Если важно добиться 'правильного' цвета при печати особо ответственного тиража, то контролировать его нужно не только в печати, а еще на допечатной стадии. А чтобы делать это эффективно, для этого нужно как минимум провести профилирование печатной машины.

    Как можно настроить в типографии систему, когда изображение на мониторе компьютера дизайнера будет почти идентично отпечатанному оттиску? Какие необходимо выполнить действия и во сколько это обойдется типографии?
    Важно понимать, что процесс этот комплексный, и, к примеру, построение только одного профиля печатной машины по результатам 2-3 замеров разных оттисков, что может обойтись от 50 долларов США, проблемы с цветом не решит. Так называемая 'сквозная калибровка', затрагивающая сразу все звенья допечатных процессов, стоит обычно на один порядок выше и проводится в несколько этапов. Мы, оказывая подобные услуги, начинаем с установки нормированного освещения, проводим дополнительное оборудование помещений, использующихся в качестве цветокорректорных, затем проводим калибровку мониторов графических станций, и только потом строим профили для печатных машин, которые впоследствии подключаем к используемому программному обеспечению. По окончании всех этих действий мы обычно проводим тренинги для персонала, чтобы ответить на возникшие вопросы и научить пользователей эффективно работать с профилями и системами управления цветом.


    Интервью провела Марина Федотова,
    главный редактор журнала 'Директор типографии'.


    Ссылки по теме:
    Комплексная калибровка графических станций для работы с цветом



    Статья оказалась полезной, и Вы бы хотели получить дополнительную информацию? Приглашаем Вас на обучение в наш учебный центр. Мы проводим качественные курсы и тренинги для цветокорректоров, дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке, полиграфических и рекламных менеджеров, других специалистов полиграфических профессий. Профессиональные тренинги с выездом к слушателям в Киеве, Украине, или по всей территории СНГ и за его пределами. Подробнее… →


    Теги: типография, печать, цвет, машина, профиль, управление цветом, допечатная подготовка, растискивание, печатные краски, оборудование

         © 2002-2017 Полиграфическая компания "Укрпринтком", Украина, Киев.
    Все права защищены. Использование любых материалов сайта (частичное или полное) в любой форме запрещено, без письменного разрешения компании.
    http://www.ukrprint.com/

    Полиграфия, полиграфические услуги, цифровая печать, широкоформатная печать, печать на холсте, цветное и черно-белое ксерокопирование, широкоформатная ламинация полиграфической продукции, курсы и тренинги для полиграфистов, сканирование документов, сканирование пленок, послепечатные услуги, перекидные календари, квартальные календари, календари на холсте, календарики карманные, календарики типа "домик", блокноты, папки, буклеты, вкладыши в CD и DVD, визитные карточки, постеры, конверты, листовки, бумажные пакеты, лайтбоксы, наклейки, открытки, репродукции, персонализация, дизайн, допечатная подготовка, фотообои на заказ, фирменная полиграфическая продукция, калибровка мониторов, калибровка принтеров, калибровка печатного оборудования, построение ICC-профилей, информационные проекты для полиграфистов