Управление цветом в типографии Тел./факс: (044) 521-6990

E-mail: info@ukrprint.com


Работаем с 10-00 до 18-30,
выходные: суббота, воскресенье

Карта проезда
  
Полиграфическая,
рекламная продукция
и услуги
Календари - 2020
Фотообои на заказ
Цифровая
печать
Широкоформатная
печать
Управление
цветом
Курсы и тренинги
для полиграфистов
Наши информационные проекты
  • Наши публикации.
    Все о допечатной подготовке
    и не только

  • Сертификация on-line для специалистов по допечатной подготовке


  • Продажа оборудования для цифровой печати

  • Контакты
     
    Наши публикации
    в прессе


    Методы компрессии и сжатия изображений

    (Журнал "Палітра друку", Львов)



    Портфолио

    Наши клиенты
    по полиграфической и
    рекламной продукции,
    консалтинговым услугам




     

    Управление цветом в типографии

    Марина Федотова,
    главный редактор журнала 'Директор типографии'



    Попадаем точно 'в цвет'
    Профилирование печатной машины - очередная прихоть Запада или операция 'в порядке вещей'? Поможет ли это печатать впредь именно тот цвет, под которым поставил свою подпись заказчик? Какое отношение ко всему этому имеет ICC-профиль? Вы хоть раз задавались этими вопросами? Если нет - тогда пора. Если да - читайте дальше.
    Цвет - это краеугольный камень любой типографии. Купить навороченную печатную машину еще не значит избежать трений и споров с недовольными заказчиками, которые тыкают в экран монитора и злятся, что на оттиске цвета тусклые, ненасыщенные и совсем не похожи на те, которые 'наваял' их дизайнер. 'Кроме того, если печатная машина имеет встроенные средства контроля цвета, их зачастую не включают, т. к. не умеют ими грамотно пользоваться, - констатирует факт Евгений Кузнецов (24), координатор проекта 'Украинский полиграфический сервер' (www.ukrprint.com). - Получается, что в типографии не только ограничивают функциональные возможности оборудования, но и в некоторой мере несут финансовые потери, связанные с простоем техники'. У каждого устройства при подготовке цветного изображения к печати и печатной машины есть собственное, аппаратно-зависимое цветовое пространство. На мониторе это изображение просматривается в пространстве RGB, а при печати - в цветовом пространстве CMYK, индивидуальном для каждой печатной машины. И главная задача состоит в том, чтобы перейти из одного аппаратно-зависимого пространства, к примеру, RGB, в другое, допустим CMYK, с минимальным искажением цветопередачи.
    Каким образом? Грамотно 'отпрофилировав' печатную машину под каждый конкретный заказ или создав усредненный профиль для всех возможных. Но одного только желания, увы, недостаточно. Придется потратиться на необходимые измерительные приборы, но вложенные финансовые средства вернутся вам сторицей - в виде постоянных клиентов и новых серьезных заказов.


    Калибровка и профилирование
    Калибровка - это линеаризация, т.е. своеобразное соотношение исходных значений и конечных результатов между собой, привязка к некоему усредненному, стандартному значению. Профилирование - это сведение данных о том, как устройство может выполнить определенную работу. Создать персональный профиль печатной машины - значит описать ее уникальные свойства, а откалибровать печатную машину - значит создать все условия для того, чтобы с заданным постоянством отображать ее уникальные свойства.
    Для наглядного примера можно провести аналогию с пельменями. Если необходимо выпустить партию пельменей, их необходимо 'откалибровать' - выложить тесто под готовую форму и получить абсолютно одинаковые пельмени. Если же пельменями вы собираетесь накормить вашего друга, страстного любителя этого блюда, то пельмени необходимо 'отпрофилировать' специально для него - вы: лепить определенного размера, добавив перца и соли в количестве идеально устраивающем вашего друга.
    Профилирование печатной машины можно рассматривать как привязку к индивидуальным составляющим каждого отдельного заказа и конкретной машины. 'Если я хочу, чтобы корпоративный цвет нашей компании при печати рекламных проспектов на Hamada B452A, HP Indigo 3050 и Xerox DocuСolor 6060 в каждом случае был отображен одинаково и верно, - объясняет Олег Гогин, - каждое из этих устройств должно быть откалибровано и отпрофилировано. Предоставленные цветовые профили и данные о растискивании будут учитываться при создании макета для каждого устройства. Иначе, если всю процедуру провести по некоторому среднему профилю, не учитывающему индивидуальные особенности печатного оборудования и расходных материалов, полученный цвет будет, соответственно, 'среднего' качества, что для нашей компании и для большинства заказчиков не приемлемо'.


    Как создать профиль печатной машины
    'Построение профиля выводного устройства (в том числе и печатной машины) можно осуществить с помощью специального программного обеспечения, например, PrintOpen (Heidelberg Prepress), - говорит Владимир Ревва (33), инженер сервисной службы компании Heidelberg. - А сам процесс создания профиля состоит из нескольких этапов'.

    1. Основой для построения профиля печатного устройства являются цветовые координаты цветных элементов специальных стандартизированных шкал. С помощью программы PrintOpen необходимо выбрать тип калибруемого устройства (CMYK, CMY или RGB) и необходимую точность профиля.
    При стандартном режиме тестовые таблицы для четырех основных цветов (голубого, пурпурного, желтого и черного, каждый из которых определен от 0 до 100% с шагом 5%) содержат 210 цветовых элементов, а при расширенном - 840. Полученный файл сохраняется в tiff CMYK, tiff RGB или ps - форматах.
    Эталонный документ, который потребуется после того, как на печатной машине или цветопробном устройстве будет сделан отпечаток тестовой таблицы, создается параллельно с этими файлами и содержит информацию о данной тестовой таблице: о ее типе, количестве основных цветовых каналов, данные цветометрии печатных оттисков и т.д.

    2. Полученный файл необходимо напечатать на машине в привычных условиях. Для каждой комбинации линиатура-бумага-краска требуется создать индивидуальный профиль.

    3. На полученном тестовом отпечатке с помощью спектрофотометра измеряются фактические значения цветов. Полученные значения автоматически загружаются (режим online) или импортируются (режим offline) в программу PrintOpen.

    4. Полученные значения автоматически сравниваются с известными значениями цветов, которые были выведены на печатную машину. Во время этого анализа полученных данных программой PrintOpen на основе базовой таблицы генерируется профиль печатной машины.

    5. Результатом выполнения первых четырех этапов программы PrintOpen является базовая таблица, в которой хранится вся информация о печатном процессе, и которую считывают большинство профессиональных графических приложений. Если сканеры и мониторы также были отпрофилированы, экранная цветопроба будет почти идентичной печатному оттиску.

    Созданный профиль встраивается в программы обработки векторной и растровой графики или экспортируется в формат растрового процессора CRD, который является функциональным эквивалентом профилей печати ICC.

    Зачем это нужно
    Создав профиль печатной машины, т.е. определив ее особенности при печати каждого конкретного заказа, вы получите возможность предсказать цвет печатного оттиска еще на стадии препресса.
    Кроме того, наличие у типографии профиля своей (!) печатной машины позволит избежать споров с заказчиками по поводу несоответствия того или иного цвета в том случае, если допечатная подготовка проводилась самим заказчиком. 'Клиент при размещении того или иного заказа в типографии негласно 'подписывается' под неким перечнем существующих в ней технологических требований, - говорит Евгений Кузнецов. - Все эти параметры указываются в требованиях к макетам, которые поступают в типографию. В случае, если предоставляемый макет им не соответствует, типография вправе требовать подпись заказчика под отказом в возможных претензиях по качеству цвета'. А также выставить заказчику дополнительный счет за дополнительную работу, если дизайнеру типографии при шлось откорректировать макет в соответствии с нормами.

    Но превращать профиль в панацею от всех бед с цветом совершенно неверно - им одним ограничиться нельзя. Олег Гогин (33), начальник отдела цифрового печатного оборудования компании MacHOUSE, советует иметь в типографии специалиста, в арсенале которого имеются контрольно-измерительные приборы для управления цветом на всех этапах подготовки и печати тиража. Типографии, которые пользуются нормами чужих технологических возможностей, оказываются в проигрыше. Многие дизайнеры во время цветоделения (преобразования графических файлов в CMYK) работают с профилями, установленными в Adobe Photoshop по умолчанию. Но эти стандартные профили отображают среднестатические значения и учитывают общие особенности печати (тип бумаги, тип триады, процент растискивания по одной средней точке в 50 %) в Европе, США и Японии (Euroscale, SWOP и TOYO соответственно). В идеале же при подготовке макета и цветоделении необходимо использовать профиль устройства, на котором будет происходить печать, т.к., к примеру, часто используемый 'по умолчанию' профиль U.S. Web Coated (SWOP) v2 соответствует параметрам ролевой печати на глянцевой бумаге, распространенной в американских (!) типографиях. Как следствие - ни о каком эксклюзивном качестве печати (на этот раз - в украинских типографиях) речи быть не может. В таком случае, если ваш клиент знает о цвете все, ему под силу будет доказать свою правоту, если нет - он просто обратится в другую типографию и впредь к вам не вернется. Чтобы контролировать процесс печати, достаточно иметь хотя бы простейший денситометр. И тогда рекламации от заказчика будут приниматься лишь в случае, если некачественной будет сама печать (при отсутствии на типографии участков препресса и фотовывода), а заказ принимается 'как есть'.


    Профилирование от А до Я - сложный путь
    Согласно словарю полиграфических терминов на сайте www.ukrprint.com 'профиль - это относительно небольшой отдельный файл или внедренный в уже имеющийся файл модуль, описывающий физические характеристики того цветового пространства, где или под которое этот файл создавался.
    Например, CMYK-профиль описывает параметры и процент растискивания, общее количество краски, тип цветоделения, уровень генерации черного, характеристики печатных красок и др. Таким образом при переходе в другое цветовое пространство с несоответствующими параметрами возможно проведение сравнения старых (внедренных в файл) и новых (принятых в системе) параметров, вычисление их погрешностей и конвертирование файла под новое рабочее цветовое пространство'.
    'Построить профиль печатной машины - значит описать определенным образом особенности воспроизведение печатной машиной того или иного цвета в зависимости от различных условий (используемой бумаги, красок, пластин и т.д.)', - объясняет Олег Гогин. Процесс профилирования не требует фундаментальных знаний о теории цвета и его можно осуществить силами типографии: с помощью специальных приборов и программного обеспечения выполнить определенную последовательность действий, придерживаясь стандартных требований к печати, которые регламентирует ISO 12647-2 (1996 г.). Стандарт формата профиля печатного устройства, ICC, был предложен Международным консорциумом по цвету (International Color Consortium, ICC).
    Работа большинства программ для создания профилей печатных устройств основана на общих принципах оценки спектрофотометрических и денситометрических данных, полученных при измерении приборами специальных цветовых мишеней. Если говорить о построении профиля печатной машины, то сначала необходимо напечатать образец со специальными цветовыми контрольными шкалами, например IT-8, и при помощи спектрофотометра получить необходимые данные о спектральных характеристиках цвета, оптической плотности красочного слоя, проценте заполнения, растискивании и других значениях, которые программное обеспечение будет использовать для характеризации печатного устройства. Эти значения сравниваются с исходными значениями для каждого эталонного цвета, и результатом такого сравнения является профиль печатного процесса, описывающий в виде таблиц цветовоспроизведение печатной машины.
    Т.е. создается описание ограничений цветового диапазона и искажений, вносимых данной печатной машиной. Результатом работы программы создания цветовых профилей будет специальный файл, который передается на участки допечатной подготовки и подключается в Систему управления цветом на уровне операционной системы в ColorSync для платформы Apple Macintosh или должен быть выбран в качестве профиля выводного устройства в настройках большинства программных продуктов (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, Adobe InDesign, QuarkXPress и т.д.).


    Легкий путь
    Но можно сделать и проще.
    Василий Постайчук (33), руководитель отдела сервиса допечатных систем компании 'Украинская Полиграфическая Группа', для получения предсказуемых результатов печати приводит в пример сравнительно простой и проверенный в реальном производстве способ. При выполненных начальных калибровках входных и отображающих устройств (мониторов и сканеров) и простых 'преднастройках' программного обеспечения, хороших результатов можно достичь выполнением калибровки процесса печати, не используя трудоемкую 'классическую' калибровку печатного процесса с построением и использованием CMYK ICC-профилей. Суть метода заключается в описании часто изменяющихся и наиболее сильно влияющих на качество параметров печати - бумаги, краски и состояния печатной машин. Изменения и 'влияния' этих параметров удобно корректировать на этапе экспонирования фотоформ. В современных станциях управлениях выводом (RIP фотонаборов и CtP-устройств) есть возможность описания печатного процесса, который будет учитывать изменения этих параметров. Это описание часто называют профилем растискивания.

    Практически для выполнения такой калибровки нужно напечатать тестовые шкалы. Они представляют собой отдельные поля с определенными значениями насыщенности цвета для всех четырех красок со значениями насыщенности 2, 4, 6, 8, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 и 100%. Затем денситометром на отражение замерить реальные значения заполнения. Каждая краска имеет паспортную плотность стопроцентной плашки, однако печатник, исходя из своего опыта, корректирует подачу краски в зависимости от конкретного тиража и характера работы. Измерения необходимо провести по всем печатным секциям, хотя, как правило, в машинах с хорошим состоянием, растискивание по секциям радикально не отличается - достаточно провести измерения по одной и применить его ко всем остальным.
    Полученные при измерении значения вводятся в растровый процессор, который строит коррекционную кривую, т.е. генерируется и сохраняется профиль компенсации растискивания, который будет применен при дальнейшем выводе фотоформ с учетом откорректированных параметров экспонирования.
    Компенсацию растискивания можно осуществить и на этапе подготовки иллюстраций. Дизайнеры могут вручную ввести полученные значения в поля вкладки Photoshop - Color Settings/Custom CMYK/Curves и сохранить в файле с расширением .api. Главное, чтобы такое 'управление' кривыми осуществлялось из одного места - либо RIP, либо графического редактора.
    Калибровка печатного процесса таким способом производится под типовые параметры производства. Имеется в виду, что при изменении бумаги, краски либо при использовании другой печатной машины весь путь по калибровке растискивания необходимо пройти сначала.
    Наиболее распространенной ошибкой специалистов, которые занимаются профилированием печатных машин, с точки зрения Евгения Кузнецова, является построение профиля по результатам измерения всего одного-двух оттисков: 'Профиль, полученный после одного измерения - это отображение некоторых мгновенных значений цвета, уровней растискивания и прочих факторов, сопутствующих печати этого оттиска. Гораздо важнее определить тенденции. К примеру, на основе целого ряда измерений сделать заключение о пределах растискивания при печати на одной машине на разных материалах, т.е. построить профиль, который отображал бы некоторые технологические рамки, в пределах которых может колебаться цвет во время печати'. Поэтому, процент растискивания лучше замерить на десятке оттисков, желательно, из разных мест стопы, а данные усреднить.
    Т.е. ICC-профиль строится для конкретной печатной машины и указывает Системе управления цветом выводного устройства каким образом оно воспроизводит и влияет на цвета изображения при его печати на данной бумаге данными красками. Имея ICC-профиль для печати того или иного заказа на вашей машине, вы будете знать, какой цвет она воспроизведет в действительности, если подается, например, 50% голубого. И для того, чтобы получить требуемую цветопередачу, на этапе цветокоррекции и подготовки пленок вносят соответствующие поправки. Для разного сочетания расходных материалов создается индивидуальный профиль, а изменение какой-либо составляющей этой цепочки - переход на другую бумагу, замена типа триадных красок, - требует повторного создания профиля.

    Цена правильного цвета
    Если в типографии есть дизайн-бюро, участок цветопробы и участок фотовывода, то для контроля цвета необходимо приобрести:

  • устройство для калибровки монитора вместе с программным обеспечением - $350-550;
  • денситометр для контроля пленок - в среднем $1000;
  • спектрофотометр с программным обеспечением в комплекте с калибратором монитора для построения профиля - примерно $2500-3000 (более серьезная система может стоить $7000-70000);
  • спектроденситометр для контроля оптической плотности, растискивания, определения процента растровой точки и т.д. - около $3000.

    Итого $8000 минимум. Но эти тысячи позволят сэкономить на переделке тиражей и привлечь серьезных клиентов.


    Где профиль делать будем?
    Отпрофилировать, по словам Олега Гогина, можно любую машину, но строить профиль имеет смысл, если у типографии есть возможность обеспечивать стабильную работу своей печатной техники при изготовлении конкретного тиража и при переходе с тиража на тираж. 'Критерием качества печатной машины, для которой необходимо построить профиль, является стабильность ее показателей, - добавляет Евгений Кузнецов. - Например, отсутствие большого отклонения по плотности между отдельными листами тиража, достаточная равномерность наката краски, отсутствие бросков по уровню растискивания и многие другие факторы. Если все это не обеспечивается на должном уровне, то построение профиля нецелесообразно'.
    Неоправданным оно будет и в случае, если пренебречь таким немаловажным фактором, как человеческий. Печать на третьей смене, незнание или неумение сотрудников типографии работать с системой управления цветом сведут на нет все потраченные усилия, время и деньги.

    Ваши действия
    Если уж вы решились всерьез заняться цветом, в первую очередь, не противоречьте самим себе и, как советует Евгений Кузнецов, создавайте реальный профиль того, что типография в состоянии отпечатать: 'Профиль машины должен отображать действительные условия печати. В дальнейшем настроенную Систему управления цветом придется поддерживать в рабочем состоянии и вносить необходимые коррективы в случае изменения каких-либо составляющих технологической цепочки печати'.
    Откалибровать мониторы дизайнеров и построить парочку профилей для печатных машин недостаточно. Участок препресса необходимо обеспечить источниками нормированного освещения, а также внутренней документацией, в которой указываются все требования к макетам.
    В целом т.н. 'сквозная калибровка', которая затрагивает все звенья допечатного процесса, проводится в несколько этапов. 'Оказывая подобные услуги, - рассказывает Евгений Кузнецов, - мы начинаем с установки нормированного освещения, проводим дополнительное оборудование помещений, использующихся в качестве цветокорректорных, затем проводим калибровку мониторов графических станций, и только потом строим профили для печатных машин, которые впоследствии подключаем к используемому программному обеспечению. По окончании всех этих действий мы обычно проводим тренинги для персонала, чтобы ответить на возникшие вопросы и научить пользователей эффективно работать с профилями и системами управления цветом'.

    Статья впервые опубликована в журнале 'Директор типографии' в июне 2004 года.


    Ссылки по теме:
    Комплексная калибровка графических станций для работы с цветом

    Статья оказалась полезной, и Вы бы хотели получить дополнительную информацию? Приглашаем Вас на обучение в наш учебный центр. Мы проводим качественные курсы и тренинги для цветокорректоров, дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке, полиграфических и рекламных менеджеров, других специалистов полиграфических профессий. Профессиональные тренинги с выездом к слушателям в Киеве, Украине, или по всей территории СНГ и за его пределами. Подробнее… →


  • Теги: Управление цветом, печать, профиль, печатная машина, цвет, бумага, растискивание

       © 2002-2020 Полиграфическая компания "Укрпринтком", Украина, Киев.
    Все права защищены. Использование любых материалов сайта (частичное или полное) в любой форме запрещено, без письменного разрешения компании.
    http://www.ukrprint.com/

    Полиграфия, полиграфические услуги, цифровая печать, широкоформатная печать, печать на холсте, цветное и черно-белое ксерокопирование, широкоформатная ламинация полиграфической продукции, курсы и тренинги для полиграфистов, сканирование документов, сканирование пленок, послепечатные услуги, перекидные календари, квартальные календари, календари на холсте, календарики карманные, календарики типа "домик", блокноты, папки, буклеты, вкладыши в CD и DVD, визитные карточки, постеры, конверты, листовки, бумажные пакеты, лайтбоксы, наклейки, открытки, репродукции, персонализация, дизайн, допечатная подготовка, фотообои на заказ, фирменная полиграфическая продукция, калибровка мониторов, калибровка принтеров, калибровка печатного оборудования, построение ICC-профилей, информационные проекты для полиграфистов